Авторизоваться | Зарегистрироваться | Начальник
Alternative · Chanson · Classica · DJ/Dance · Folk · Hip-Hop · Jazz · Pop · Rock/Metal     
MusZone.ru  НОВОСТИ  РЕЛИЗЫ  АФИША  НАШ ВЗГЛЯД  ИСПОЛНИТЕЛИ  ЗАМЕТКИ  РАДИО  ПОЛЕЗНОЕ  ФОРУМ  КАТАЛОГ 










Церковная музыка

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня у нас в гостях – кандидат искусствоведения, исследователь русской церковной музыки Николай Денисов. Здравствуйте, Николай Григорьевич. Часто, рассказывая о храмах, в которые люди ходят, оин говорят: «А как у нас хорошо поют! Какой у нас прекрасный хор!» Скажите, какое место музыка занимает в богослужении?

Николай Денисов, искусствовед: – Церковное пение занимает самое важное место в богослужении и хор должен быть хорошим. Пение – неотъемлемая часть службы, неотъемлемая часть Православия.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Ритм нашей жизни постоянно меняется, и вместе с ним меняется язык общения между людьми, меняется язык музыки. Современная иконопись и современная церковная архитектура ищет новые формы. А должен ли меняться и меняется ли церковный музыкальный язык?

Николай Денисов: – В истории Церкви были разные периоды. Был период активного творчества, когда формировался и музыкальный язык, а также иконописный.

Потом Церковь в течение какого-то времени все эти формы канонизировала. Пение и другие виды церковного искусства формировались на протяжении очень длительного промежутка времени. Наше время очень активно и при этом очень не духовно. Есть такое высказыванию у одного из святых отцов: «Напевы в храме должны быть такие, чтобы они душу человека приводили к благоритмию». Мы приходим в храм, чтобы уйти от суеты повседневности, чтобы вылечить там свою душу от безумства этого мира. Безусловно, каждый исторический период вносит коррективы в церковное искусство. Но не нужно в наше время спешить быстрее все поменять в церковной жизни вообще, и в сфере церковного пения в частности. Давайте возродим то, что есть.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Давайте возрождать. Но вот любители знаменного пения, о которых рассказывал наш сюжет, настаивают на том, что только знаменное пение является настоящим церковным пением. А партесное пение таковым, по их мнению, не является. Правомерна такая категоричность? Какое пение более церковно?

Николай Денисов: – Исторически знаменное пение формировалось в рамках монашеской и аскетической практики. Все, что сформировала эпоха Средневековья, несомненно церковно. Так уж исторически сложилось, что язык партесного пения возник в светском искусстве. Но этот язык пришел в Церковь. Я не забываю, в этой связи, повторять слова очень известного православного регента Лондонского кафедрального собора, протоиерея Михаила Фортунато. Он говорил, что Церковь приняла этот вызов светского искусства, и в рамках воспринятого языка музыки создала свой, церковный, язык пения. Поэтому указанное противопоставление церковного и якобы нецерковного (в частности по критерию древности) не совсем обосновано. Говоря о партесном и знаменном пении и сравнивая их, не нужно понятие стиля, по которому они конечно же отличаются, смешивать с понятием спасительности. Определять же уровень, если так можно сказать, спасительности или, скорее, душеполезности того или иного певческого стиля является, думаю, прерогативой священников и богословов.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Существует еще и авторская музыка. Бортнянский, Чайковский, Рахманинов писали духовную музыку для концертного исполнения или все-таки для богослужения?

Николай Денисов: – Если говорить об авторах XVIII-XIX веков, нужно отметить, что эти люди были верующими. И писали они, в том числе, для церковного использования. Можно по-разному оценивать сейчас их произведения – принимать или отвергать – но они творили для Бога. Это несомненный факт.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Иногда в храмах, особенно московских, поют очень профессионально, но слушать это во время богослужения, мне кажется, часто невозможно, потому что молитва подменяется концертом. Насколько важен, по Вашему мнению, именно профессионализм в литургическом пении?

Николай Денисов: – Церковное искусство требует профессионализма.

В Древней Руси настоящие певцы высокого уровня были профессионалами своего дела. Кроме того, древнее церковное пение было элитарным. Им владело небольшое количество людей, которые имели свой определенный (надо сказать, высокий)– статус в обществе. Пение было их профессией. Но это были люди церковные, они имели благословение священноначалия, проходили церковное посвящение, так называемую хиротесию.

Другое дело восприятие профессионализма в наше время. Приглашаются в храм певцы из числа обычных светских людей, которые пением просто зарабатывают деньги. Но каноны Церкви никто не отменял, так что такая практика есть нарушение установлений Церкви. Есть знаменитое 75-е правило VI Вселенского Собора, согласно предупреждению которого пение в храме не должно превращаться в вопли и крики.

Очевидно, что и тогда бесчиние имело кое-где место в богослужебном пении. Главное, чтобы пение способствовало молитве и приближению к Богу.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Не секрет, что профессиональный хор – это очень дорогое удовольствие для храма, который прежде всего нуждается в возрождении приходской жизни. А профессиональные певчие, к сожалению, часто бывают нецерковными, а подчас и неверующими людьми. Нужны ли такие хоры вообще?

Николай Денисов: – Выбирать певчих – это прерогатива духовенства. Надо сказать, что в древности мало было профессиональных хоров, потому что музыка всегда была искусством дорогостоящим и элитарным. Был царский хор, был Патриарший хор, были архиерейские хоры. И деньги на эти хоры выделялись из царской казны, из доходов Патриарших поместий. Естественно, что далеко не многие храмы и в древности могли позволить себе такие хоры. Но позвольте заметить: каждый священник был музыкально образован. И в рядовых приходских храмах все обязанности по отправлению богослужения лежали на священнике, на дьячке и на пастве.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Николай Григорьевич, у нас есть звонок от наших телезрителей. Мы слушаем вас, вы в эфире.

Телезрительница: – Здравствуйте. У меня такой вопрос. В книгах Священного Писания верующие призываются прославлять Господа очень разнообразными способами, и в частности, на музыкальных инструментах. Почему у нас в храмах не применяются никакие музыкальные инструменты?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это очень интересный вопрос, спасибо.

Николай Денисов: – Этот вопрос звучит достаточно часто. Как всем известно, Спаситель пел Сам, можно вспомнить слова из Евангелия: «Воспев, восшел на гору Елеонскую». Самым совершенным музыкальным инструментом является человеческий голос, поэтому другие музыкальные инструменты были устранены из православного богослужения. Если брать колокола (единственный инструмент, который допущен в наше богослужение), то ни в одном документе, где говорится о колоколах, колокольный звон никогда не называется музыкой.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Николай Григорьевич, а как Вы относитесь к так называемому народному пению, когда во время литургии поет весь храм?

Николай Денисов: – Очень положительно. Там, где не прерывалась богослужебная практика, традиция богослужебного пения, там всегда пел народ. Есть совершенно уникальная традиция пения у старообрядческих казаков-некрасовцев. Существует изумительная традиция народного пения у православных казаков. Есть замечательная традиция закарпатского народного пения. Конечно, мы не можем сказать, что завтра все на таком же высоком уровне запоют в Храме Христа Спасителя. Но если предположить такую ситуацию, то это было бы хорошо. Да так и должно быть! Кстати замечу, что в первые века Христианства пение было общенародным.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А Вы сами поете на клиросе?

Николай Денисов: – Нет, я не пою. Уже три года я обучаю знаменному пению в Научном центре русской церковной музыки имени протоиерея Дмитрия Разумовского, которым руководит профессор Ирина Лозовая.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо большое, Николай Григорьевич, что Вы пришли к нам на передачу. Я желаю, чтобы Ваши студенты научились настоящему знаменному пению, чтобы это способствовало возрождению в наших храмах древних традиций пения, и чтобы вместе с тем повысилась общемузыкальная культура у прихожан, которые, таким образом, могли бы петь за богослужением. Всего вам доброго.



(c) по материалам сайта sedmitza.ru



Mus.Публикации

Биосинхронизированная лазерная терапия с модуляцией лазерного излучения музыкой (БСМЛТ)...
С древних времен известно благоприятное влияние музыки на психику и общее здоровье людей, состояние животных и рост растений, причем самое сильное воздействие оказывает древнейший компонент музыки - ритм
Влияние музыки на мозг человека
Звук есть вибрация, а на нашей земле вибрирует все. По этой причине на Земле нет предмета, который нельзя было бы слушать - Джон Кейдж (1937г.)
Влияние музыки на подсознание человека
Никогда в истории человечества не звучало столько музыки. Но на самом деле она не просто звучит – она исполняет свою функцию программирования
Влияние музыки на развитие ребенка.
Занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?
Запись электрогитары. Пол Уайт
Если следовать теории эволюции, чем дольше существует что-либо, тем сложнее оно становится, и это справедливо так же в отношении электрогитары, "эволюция" которой продолжается уже более полувека
Звучание колоколов и время
Акустические характеристики: частотные спектры в момент удара и при установившемся основном тоне, диаграммы затухания звука по времени...
Использование колоколов и бил в музыкальной терапии
Музыкальная терапия - лечение звуком, прежде всего музыкальным, который в процессе исторического развития культуры отобран и организован в определенную систему
Использование спектрально-акустических методов контроля качества колоколов
Современные колокололитейщики сталкиваются с большими трудностями, вызванными разрывом традиций, утерей опыта колокольного литья, который накапливался веками
Кельтская музыка
Кельтская музыка - что это такое на самом деле? Наверняка Вы не раз читали, слышали и, может быть, даже сами употребляли эту фразу в разных сочетаниях – «кельтская музыка», «музыка кельтов» и даже «традиционная кельтская музыка»...
Колядки. Русские рождественские колядки
Как правило у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте
Музыка в машине влияет на скорость вождения
Темп музыки, которую водитель слушает в пути, влияет на характер движения
Музыка в машине своими силами
Процесс построения музыкальной системы в автомобиле состоит из следующих этапов: прослушивание и выбор компонентов, шумовиброизоляция автомобиля
Музыка и берменность. Какую музыку слушать беременным?
Исследования врачей доказали, что уже на пятом месяце беременности ребенок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии. Она может ему нравиться или нет
Музыка как наркотик
Музыка способна будить в человеке как самые возвышенные чувства, так и непередаваемые плотские ощущения… Связь между музыкой и интимной анатомией женщины заметил еще Эммануил Кант...
Музыка помогает наркотикам убивать мозг
Самые большие дозы экстази, эквивалентные средним "человеческим", вкупе с шумом привели к резкому спаду корковой активности, которая не восстановилась и по прошествии пяти дней.
Музыкальная культура Древней Руси
Русская музыка Средневековья представлена сплавом народного и церковного песнопения в виде знаменного распева. Но жизнь народной и церковной музыки имела различный характер
Музыкальное образование и интеллектуальные Способности
Доказано, что музыка, наряду с другими факторами, определяет в первые годы жизни ребенка его развитие, формирование мозга, логических связей, образование и продолжительность жизни первых клеток (нейронов).
Музыкальное образование плода в период беременности Матери
Давно известно, что ребенок чувствует музыку и реагирует на нее. Это происходит благодаря слуховым черепно-мозговым нервам человека и способности мозга воспринимать и запоминать звуки
Музыкотерапия и колокола
В эстрадной музыке структура музыкального восприятия преимущественно нарушена, и возникает физиологическое возбуждение, которое сопровождается нарушением синхронизации ритмических процессов в человеческом организме
Нечеловеческая музыка
Музыка существовала задолго до Пифагора, но он был первым, кто в математических терминах описал, что такое ноты, а также приятные и неприятные слуху созвучия...
Основные выводы о влиянии музыки на развитие биологических систем
Рассмотренный выше механизм взаимосвязи музыки и интеллектуального развития можно применить и к гормональному развитию организма. Музыка может повысить или понизить содержание гормонов в крови, помочь справиться со стрессом
Основы MIDI и цифрового звука
Определение языка MIDI и объяснены принципы его работы. Различие интерфейса MIDI и цифрового звука.
Понимание колокольного звона
Колокольный звон, используемый в Богослужении – это не только произведение культуры и искусства или историческое свидетельство, это, прежде всего, святыня
Православная церковная музыка
На Русь церковное пение пришло в X веке из Византии. Было оно одноголосным, чисто мужским и называлось знаменным
Роль музыки в медицине и умственном развитии
Органы слуха воспринимают звуки. Все звуки имеют определенный режим, темп, тональность. Если человек улавливает их, то они воспринимаются как музыка. Если нет, то, как шум. Различия между мелодией и шумом определяются как особенностями звукового ряда


Александр Пикич
Electro
Мелитополь
Тима Чёрный
Rap
Усть-Каменогорск


Это просто любовь 2003
Между миров 2009




О MusZone.ru | Партнерам | Пользовательское соглашение | Ноты | Контакты | RSS


2005-2023 © Muszone.ru